"КАВКАЗ", стих, раннего Л. (1830?). Одно из первых обращений к теме образам Кавказа (наряду с "Грузинской песней" и "Черкешенкой"). Стих, отличается особо нежным лиризмом: воспоминание о величии и красоте кавк. пейзажа переплетается здесь с сокровенными переживаниями поэта — воспоминанием о матери ("В младенческих летах я мать потерял./Но мнилось, что в розовый вечера час/Та степь повторяла мне памятный глас...") и воспоминанием о первой отроческой любви ("Там видел я пару божественных глаз..."). Искусное развертывание этих трех поэтич. тем позволило Л. "отразить" свое, близкое к жизни объективного мира природы, восприятие, напряженное переживание к-ро-го, в свою очередь, становится глубоко личным фактом духовной биографии поэта. Комментарием к автобио-графпч. мотивам стих, могут служить две записи, сделанные летом того же'1830: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать" (VI, 386). (В черновом варианте стих, тема матери начиналась в 1-й строфе и далее ей посвящалась полностью 2-я строфа.) Др. запись перекликается со строками о первой любви Л.: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских. Проникновенный лиризм стихотворения поддерживается семантикой его жанровой формы, которой Лермонтов придал черты песни, замедленный ритм, напевную интонацию.
В стихотворении «Утес» также два лирических героя. Один - беззаботная золотая тучка, метафора человека мотылька, которого ничего нигде не держит, да и спрос с него не велик. Эта беззаботность предается отнесением к тучке слов, передающих быстрые действия: «умчалась», «весело играя», упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека связана с радостью, душевной легкостью и спокойствием. Второй герой - утес великан. Это метафора сильного, внешне могучего человека, обладающего настоящей душой, способного к искреннему чувству и переживанию. Случайная гостья оставила след в его душе, вызвала тяжелые мысли. Как и в предыдущем стихотворении, мотив одиночества передается на синтаксическом уровне - разрывом предложения по строфам так, что слово «одиноко» опять таки оказывается логически выделенным.
В стихотворениях «На севере диком стоит одиноко», «Утес», «Листок» Лермонтов передаёт свое одиночество через разные образы природы (Сосна, Пальма, Утес, Листок), поэтому сквозным является и приём олицетворения. Их объединяет сходное состояние души: «стоит одиноко» сосна, «одна и грустна» пальма; утёс «одиноко ...стоит, задумался глубоко», «тихонько плачет»; «один и без цели по свету носится» листок, «без сна и покоя». Замечаем повтор слов, придающих произведениям грустное звучание. В каждом стихотворении видим антитезу: «север» - «пустыня»; «весело играя» - «плачет»; тучка (молодая) - старый утес; листок, «гонимый бурей»,- чинара, с которой «шепчется ветер», «лаская»; засохший лист – «свежие» листья. Контраст усиливает настроение печали, создаваемое и трехсложным размером стиха - амфибрахием или (в «Утесе») умелым сочетанием хорея с пиррихиями. У каждого стихотворения не только свои образы, но и разный ритмический рисунок. Обращаем внимание на длину строк: в 1-м («На севере диком...») - четырех- и трехстопный амфибрахий, во 2-м («Утёс») - пятистопный хорей, в 3-м («Листок») - пятистопный амфибрахий. Такое варьирование говорит о художественном мастерстве Лермонтова, находящего разные образы и формы для передачи схожих настроений.
Стих-е М.Ю.Лермонтова относится к пейзажно-филисовскому виду лирики.Оно рифмованное,вид рифмы перекрёстный.Главн. мысль стих. его мотив-одиночество.В нём дано описание природы,двух разных природных стихий.Образы-символы --золотая тучка и утёс-великан -символизируют человеческие отношения,их непрочность.(ещё чёнибудь про стих напиши)! В произведении Лермонтов использует приём антитезы:лёгкая тучка и неподвижный утёс великан;олицетворения:тучка ночевала,она умчалась,он(утёс)стоит,плачет,призадумался;эпитеты: тучка золотая,утёс-великан,по лазури играя,влажный след,старый утёс,задумался глубоко.Размер стиха определи сам!